Взгляните на первокурсников: будущие медики, педагоги, юристы, соц.работники… У каждого второго горят глаза, а в голове зреет план по спасению мира. Медики дежурят ночами в стационарах, юристы рвутся в суды, учителя и воспитатели устраиваются волонтёрами в центры для детей с особенностями.
А теперь посмотрим на них через 3-5 лет после начала карьеры. Потухший взгляд, раздражительность, эмоциональная усталость. Вся жизнь подчинена ожиданию пятницы или отпуска. В чём же дело? Все они изначально были с гнильцой или настолько выматывает работа «в поле»?
Синдром профессионального выгорания
Эмоциональное выгорание – термин, появившийся в 1974 году. Тогда заметили, что представители некоторых специальностей быстрее теряют интерес к работе, обрастают панцирем из жесткости, сарказма и показного равнодушия к профессиональным обязанностям.
Как выглядит психологическое выгорание?
Медсестра игнорирует пациента, хотя тот звал её трижды. Когда женщина подошла, она не осмотрела больного, а сразу начала кричать: «Ну что тебе опять надо?!». Позже в кругу коллег она злобно шутит о «вонючих бабках» и «тупых родственничках». Мимо них проходит мужчина на костылях, но ему не помогают открыть двери и подняться по ступенькам. Наоборот: «Не можешь ходить нормально, так нечего тут шастать!».
В группе риска те люди, от которых работа требует:
- постоянно общаться;
- быть эмпатичным , эмоционально вовлечённым;
- оказывать сочувствие, поддержку;
- принимать быстрые и ответственные решения;
- действовать в экстремальных ситуациях.
Под данные критерии попадают: педагоги, воспитатели, медики, психологи, адвокаты, юристы, психологи, продавцы, руководители, бухгалтера, профессии, связанные с частным разговором по телефону и многие другие.
Симптомы выгорания
От сложной работы устают и душа, и тело. Поэтому признаки профессионального выгорания делят на две группы: физические и психические.
Физические симптомы:
- головная боль, тошнота;
- беспричинная усталость;
- частые ОРЗ;
- регулярные запоры или диареи;
- проблемы со сном;
- резкий набор или потеря веса;
- недостаток энергии.
Психические симптомы:
- безразличие к работе, отсутствие интереса к новостям отрасли;
- раздражительность, агрессивность, хамство;
- черный юмор;
- стремление уйти пораньше, прийти попозже;
- отлынивание от обязанностей;
- негативные установки («Всё равно лучше не будет», «Никакого толку», «Ничего им не поможет»);
- недовольство работой, коллективом;
- невыполнение задач;
- отказ от общения с коллегами, друзьями (преобладает формальная коммуникация: односложные ответы, отсутствие инициативы).
Что делать, если процесс уже начался?
С профессиональным выгоранием можно бороться:
- поменять участок работы;
Обсудите с руководством варианты: командировка, курсы повышения квалификации, отмена классного руководства, поездка на конференцию, работа по профориентации школьников вместо ведения группы онкологических больных.
- уходить домой вовремя;
Форс-мажоры бывают у всех, но жить на работе – недопустимо. Видите, что коллеги справятся без вас? Смело прощайтесь. Это спасёт ваши личностные ресурсы и продемонстрирует доверие сотрудникам.
- оставлять работу на работе;
Для многих это самое сложное, но придётся научиться «выключать» голову. Вышли из кабинета – всё. Отгоняйте рабочие мысли. Плеер, кино, шоппинг, прогулки, тренировки – все способы хороши.
- делегировать;
Документы – стажёрам, рутину – младшим коллегам взамен на консультацию в их работе.
- взять выходные или отпуск;
Отдохнувший человек работает качественнее, быстрее и креативнее.
- работать с психологом;
Регулярное общение с психологом или психотерапевтом отрывает скрытые ресурсы, помогает справиться с негативными установками.
- освоить тайм-менеджмент и планирование.
Как предотвратить истощение на работе?
Существуют методы профилактики:
- выбирать специальность согласно психотипу;
Профориентация поможет выбрать вектор: «человек-человек», «человек- природа» или «человек-техника».
- общаться с прогрессивными коллегами;
Коллеги из других городов сталкиваются с теми же проблемами, как-то решают их. Мозговой штурм в профессиональном чате может дать множество новых идей.
- активно проводить свободное время;
Сериал и чипсы хороши в меру. Настоящий заряд энергии дают семейные прогулки, тусовки с друзьями, походы, концерты.
- искать свои способы разрядки.
Кому-то надо вкалывать в тренажёрке, кто-то гонится за адреналином в тире, горах или парашютном спорте, кто-то успокаивается, работая на даче. Надо найти активность, которая приносит максимальное удовольствие, но никак не связана с основным родом деятельности.
Как это работает?
Мария Ивановна по первому зову бежит в школу: заменят коллег, проводит мероприятия, возит детей в поездки, ни разу не отменила классный час. Она приходит пораньше: заполнить ведомости. Уходит попозже: снова вызвала чьих-то родителей. Она не кричит на учеников: «О Боги, как можно, они же дети!». Но все чаще думает, что выбрала не ту работу, будто ни на что не годится как педагог, снова начала курить.
Раньше готовиться к школьным праздникам для неё было в радость, а теперь она репетирует спектакли просто потому, что знает: лучше неё никто не сделает. Внутреннее раздражение Мария Ивановна не выплёскивает – не так воспитана. Но дома у неё нет сил ни на что: семья питается полуфабрикатами, выходные проводят по разным комнатам, подруги скоро забудут как её зовут. Муж затащил её… в конюшню. Теперь Мария Ивановна недоступна для школы по субботам.
Ученики подметают двор и скачут спартакиады без неё. Учительница в это время скачет на лошадях. Её классные часы стали короче, но насыщеннее: дети собираются за 15 минут до начала, чтобы ничего не пропустить. Домашние тоже оживились, муж носит повеселевшей супруге цветы и водит её, постройневшую, на свидания. Уходить на работу пораньше не получается, но с журналами помогают старшие классы. Нашлись несколько девочек, которые планируют работать в школе «как Мария Ивановна» и они не прочь попрактиковаться.